|
Общие сведения и размеры деталейВ двигателях применен 16-клапанный механизм газораспределения с двумя расположенными в головке блока цилиндров распределительными валами. Привод валов осуществляется от коленчатого вала двумя роликовыми цепями на двигателях GA14DE и GA16DE, одной роликовой цепью на двигателе SR20DE. Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава, имеет по четыре клапана на цилиндр; камеры сгорания полусферической формы. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Корпуса подшипников распределительных валов обработаны за одно целое с головкой блока цилиндров и имеют съемные крышки. Правильное положение головки на блоке цилиндров фиксируется двумя установочными втулками.
К механизму газораспределения относятся: головка блока цилиндров, распределительные валы, впускные и выпускные клапаны, пружины клапанов с деталями их установки, направляющие втулки клапанов, гидравлические толкатели или толкатели с регулировочными шайбами, рычаги, приводные цепи, звездочки, натяжители приводных цепей (рис. 2.13 и 2.14). Высота головки блока цилиндров двигателей GA замеряется между поверхностью сопряжения с блоком цилиндров и опорной плоскостью болтов крепления головки и составляет 117,8—118,0 мм. Высота головки блока цилиндров двигателей SR замеряется между сопрягаемыми поверхностями головки и должна составлять 136,9—137,1 мм. Допустимое отклонение от плоскостности поверхности сопряжения с блоком цилиндров не более 0,1 мм. При шлифовании этой поверхности допускается снятие металла не более 0,2 мм. Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Натяг при запрессовке втулок в головку блока цилиндров составляет 0,024—0,059 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки направляющих втулок, мм: новых 9,475—9,534 ремонтных 9,723—9,734 Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой для впускных клапанов 0,02—0,05 мм, для выпускных клапанов 0,04—0,07 мм. Выступание направляющих втулок клапанов 11,5—11,7 мм. Стальные седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки ремонтных седел клапанов, мм: впускных: двигатель GA14DE 30,500—30,516 двигатель GA16DE 31,500—31,516 выпускных: для всех двигателей 25,500—25,516 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Прокладка головки блока цилиндров выполнена из синтетического материала (без содержания асбеста), имеет силиконовый жгут по периметру и металлическую окантовку отверстий вокруг цилиндров. Прокладка устанавливается отметкой «ТОР» в сторону головки блока цилиндров. На двигателях GA14DE и GA16DE применяются механические толкатели цилиндрической формы, перемещающиеся в отверстиях головки блока цилиндров. На верхней части толкателей имеется выемка для установки регулировочной шайбы. Наружный диаметр толкателей 29,960—29,975 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 30,000—30,021 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,025—0,061 мм. На двигателе SR20DE установлены гидравлические толкатели, обеспечивающие беззазорную работу механизма газораспределения. Наружный диаметр гидротолкателей 16,980—16,993 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 17,00—17,02 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,07—0,04 мм. В каждой камере сгорания установлено четыре стальных клапана (два впускных и два выпускных), приводимых распределительными валами через толкатели. Размерные характеристики клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.6. Таблица 2.6 Размерные характеристики клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
На направляющие втулки клапанов напрессованы маслоотражательные колпачки. На каждом клапане установлена одна пружина, одинаковая для впускных и выпускных клапанов. Длина пружины в свободном состоянии: — двигатели GA14DE и GA16DE 41,19 мм; — двигатель SR20DE 49,36 мм. Длина пружины под нагрузкой 34,5 кг должна быть равна 25,26 мм. Максимально допустимая несоосность витков пружин: — для двигателей GA14DE и GA16DE 1,8 мм; — для двигателя SR20DE 2,2 мм. Распределительные валы изготовлены из чугуна, впускные валы — пятиопорные, выпускные — шестиопорные. Высота кулачков двигателей распределительных валов составляет: — для двигателя GA14DE: 39,38—39,57 мм; — для двигателя GA16DE: 39,38—39,57 мм для вала впускных клапанов: 39,88—40,07 мм для вала выпускных клапанов; — для двигателя SR20DE: 28,408—38,598 мм для вала впускных клапанов; 37,92—38,11 мм для вала выпускных клапанов. Максимально допустимый износ кулачков 0,2 мм. Зазоры в механизме привода клапанов двигателей GA на горячем / холодном двигателе составляют, мм: впускные клапаны 0,32—0,40/ 0,25—0,33; выпускные клапаны 0,37—0,45/ 0,32—0,40. Диаметр опорных шеек распределительных валов, мм: двигатели GA14DE и GA16DE: шейка №1 (со стороны привода распределительного вала) 27,935—27,955 шейки №2—5 23,935—23,955 двигатель SR20DE 27,935—27,955 Радиальный зазор распределительных валов, мм: номинальный 0,045—0,086 максимально допустимый 0,15 Осевой зазор распределительных валов, мм: двигатели GA14DE и GA16DE: номинальный 0,070—0,143 максимально допустимый 0,2 двигатель SR20DE: номинальный 0,055—0,139 максимально допустимый 0,2
На распределительных валах впускных клапанов наносится маркировка «I», выпускных клапанов — «Е» (рис. 2.15).
Нумерация крышек распределительных валов приведена на рис. 2.16. Фазы газораспределения двигателей GA указаны в табл. 2.7 без учета зазора между кулачками распределительных валов и толкателями.
Таблица 2.7 Фазы газораспределения двигателей GA
Привод распределительных валов на двигателях GA проводится от коленчатого вала двумя цепями. Одна цепь, имеющая 80 звеньев, вращает промежуточную звездочку, вторая, имеющая 54 звена, передает вращение промежуточной звездочки распределительным валам. Распределительные валы двигателя SR20DE приводятся одной роликовой цепью. Цепи натягиваются гидравлическими натяжителями.
|