|
Коленчатый вал и маховик | Рис. 2.5. Детали блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма двигателей GA14DE и GA16DE: I — с механической коробкой передач; II — с автоматической коробкой передач; 1 — блок цилиндров; 2 — держатель задней манжеты коленчатого вала; 3 — сливная пробка охлаждающей жидкости блока цилиндров; 4 — кронштейн; 5 — вкладыши коренных подшипников коленчатого вала; 6 — упорные полукольца коленчатого вала; 7 — коленчатый вал; 8 — крышки коренных подшипников коленчатого вала; 9 — втулка привода масляного насоса; 10 — звездочка коленчатого вала; 11 — сегментные шпонки; 12 — крышка нижней головки шатуна; 13 — шатунные вкладыши; 14 — шатун; 15 — стопорные кольца; 16 — поршневой палец; 17 — поршень; 18 — маслосъемное кольцо; 19 — нижнее компрессионное кольцо; 20 — верхнее компрессионное кольцо; 21 — задняя манжета коленчатого вала; 22 — задняя крышка; 23 — маховик; 24 — нижняя крышка; 25 — задняя крышка; 26 — ведомый диск
|
Коленчатый вал чугунный, пятиопорный с четырьмя противовесами (см. рис. 2.5 и 2.6). | Рис. 2.6. Детали блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма двигателя SR20DE: 1 — крышка цепи привода механизма газораспределения; 2 — кронштейн крепления генератора; 3 — водяной насос; 4 — блок цилиндров; 5 — держатель задней манжеты коленчатого вала; 6 — упорные полукольца; 7 — маховик; 8 — задняя крышка; 9 — коленчатый вал; 10 — вкладыш коренного подшипника; 11 — крышка коренного подшипника; 12 — станина коренных подшипников коленчатого вала; 13, 14 — маслоотражательный экран; 15 — алюминиевый картер; 16 — маслоуспокоительный щиток; 17 — стальной штампованный картер; 18 — пробка сливного отверстия; 19 — крышка; 20 — шатун и крышка шатуна; 21 — вкладыши нижней головки шатуна; 22 — стопорные кольца; 23 — поршневой палец; 24 — втулка верхней головки шатуна; 25 — поршень; 26 — поршневые кольца; 27 — маслоприемник с фильтром масляного насоса; 28 — уплотнительное кольцо
|
По диаметру коренных и шатунных шеек коленчатые валы разбиты на три размерные группы, за исключением коленчатого вала двигателя SR20DE, имеющего четыре размерные группы (табл. 2.3). Таблица 2.3 Размерные характеристики коленчатого вала, мм Модель двигателя | Размерная группа | 1 | 2 | 3 | 4 | Диаметр коренных шеек | Двигатели GA14DE и GA16DE | 49,956-49,964 | 49,948-49,956 | 49,940-49,948 | - | Двигатель SR20DE | 54,974-54,980 | 54,968-54,974 | 54,962-54,968 | 54,956-54,962 | Диаметр шатунных шеек | Двигатели GA14DE и GA16DE | 39,968-39,974 | 39,962-39,968 | 39,956-39,962 | - | Двигатель SR20DE | 47,968-47,974 | 47,962-47,968 | 47,956-47,962 | - | Зазор между вкладышем и коренной шейкой | Двигатели GA14DE и GA16DE | 0,018-0,042 (номинальный) | Двигатель SR20DE | 0,004-0,022 (номинальный) | Двигатели GA14DE и GA16DE | 0,1 (максимальный) | Зазор между вкладышем и шатунной шейкой | Двигатели GA14DE и GA16DE | 0,010-0,035 (номинальный) | Двигатель SR20DE | 0,020-0,045 (номинальный) | Двигатели GA14DE и GAS16DE | 0,1 (максимальный) | Осевой зазор коленчатого вала | Двигатели GA14DE и GAS16DE | 0,06-0,18 (номинальный) | Двигатель SR20DE | 0,10-0,26 (номинальный) | Все двигатели | 0,3 (максимальный) | Осевой зазор шатуна | Все двигатели | 0,20-0,47 (номинальный) | 0,52 (максимальный) | Овальность коренных и шатунных шеек, не более | Все двигатели | 0,005 | Конусность коренных и шатунных шеек, не более | Все двигатели | 0,002 |
Два упорных полукольца устанавливаются в гнезда по обе стороны от центральной опоры коленчатого вала. Они обеспечивают регулировку осевого зазора коленчатого вала. Полукольца установлены стороной с канавками к коленчатому валу. Чугунный маховик закреплен болтами на коленчатом валу. Центрирование маховика обеспечивается установочной втулкой. Максимальное осевое биение маховика на диаметре 115 мм не должно превышать 0,15 мм. | Рис. 2.8. Маркировка размерных групп диаметров цилиндров на блоке двигателей GF14DE и GA16DE: 1 — номера размерных групп диаметров цилиндров; 2 — номера размерных групп (категорий размеров) вкладышей подшипников коленчатого вала; 3 — номер размерной группы диаметра цилиндра № 1; 4 — номер размерной группы (категории размера) вкладышей подшипника № 1
|
| Рис. 2.11. Маркировка размерных групп диаметров шеек коленчатого вала: 1 — код размерных групп диаметров шатунных шеек коленчатого вала; 2 — код размерных групп диаметров коренных шеек коленчатого вала; 3 — метка размерной группы диаметра шатунной шейки №1; 4 — метка размерной группы диаметра коренной шейки №1
|
| Рис. 2.12. Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала: 1 — вкладыш с канавкой и отверстием для смазки, устанавливается со стороны блока цилиндров; 2 — гладкий вкладыш, устанавливается в крышку корпуса коренного подшипника; 3 — маркировка краской размерной группы
|
На блок цилиндров и коленчатый вал нанесена маркировка, облегчающая их комплектацию. Маркировка включает в себя пятизначный код категории размеров устанавливаемых вкладышей и диаметров цилиндров. На рис. 2.8 и 2.11 приведены примеры расшифровки указанных параметров. Вкладыши коренных подшипников тонкостенные стальные с рабочей поверхностью из алюминиево-оловянного сплава. Вкладыши, устанавливаемые в блок цилиндров, имеют канавки и отверстия для смазки. Вкладыши, устанавливаемые в крышки подшипников, гладкие (рис. 2.12). По толщине все вкладыши разбиты на размерные группы, которые маркируются краской на торце. Вкладыши шатунных подшипников также стальные тонкостенные с рабочей поверхностью из алюминиево-оловянного сплава. Вкладыши со стороны шатуна имеют отверстие, которое при сборке совмещается с отверстием в теле шатуна. Шатунные вкладыши тоже разбиты на группы по толщине, маркируемые краской на торце (табл. 2.4). Ремонтные вкладыши также различаются по размерным группам. Таблица 2.4 Толщина вкладышей Двигатель | Размерная группа и цвет | 0 черный | 1 коричневый | 2 зеленый | 3 желтый | 4 голубой | 5 розовый | 6 белый | Коренные вкладыши | GA14DE MGA16DE | 1,827-1,831 | 1,831-1,835 | 1,835-1,839 | 1,839-1,843 | 1,843-1,847 | - | - | SR20DE | 1,977-1,980 | 1,980-1,983 | 1,983-1,986 | 1,986-1,989 | 1,989-1,992 | 1,992-1,995 | 1,995-1,998 | Шатунные вкладыши | GA14DE MGA16DE | 1,503-1,506* | 1,506-1,509 | 1,509-1,512 | - | - | - | - | SR120DE | 1,500-1,503* | 1,503-1,506** | - | - | - | - | - |
* Без цветовой метки. ** Метка черного цвета.
Толщина вкладышей двигателей GA14DE и GA16DE, мм: коренные: +0,25 1,960—1,964 +0,50 2,085—2,089 шатунные: +0,08 1,542—1,546 +0,12 1,562—1,566 +0,25 1,627—1,631 Толщина вкладышей двигателя SR20DE: коренные: +0,05 2,109—2,117 шатунные: +0,08 1,541—1,549 +0,12 1,561—1,569 +0,25 1,626—1,634
|